Секреты старинных фотографий

В генеалогии мы не только изучаем архивные документы, но и занимаемся атрибуцией старых фотографий. Часто в них таятся ключи и разгадки к нашим поискам.

Перед нами фотографии из семейного архива. Попробуем разобраться, когда они были сделаны, и к какому сословию принадлежали наши предки.

1. Женский портрет на белом фоне. По прическе, дорогой броши, серьгам, которые носит их обладательница, мы понимаем, что она богатая горожанка, мещанка. На паспарту написано фотоателье: Н.Ф. Пиражков Арбат д. N35. У дамы хороший вкус и городское платье в духе начала 20 века с воротником-стойкой. Проживала она, как оказалось, недалеко от этого ателье в Москве. Адрес с паспарту помог нам разобраться, в каком приходе искать ее документы.

2. Молодая девушка в светлом платье. Она также мещанка, могла быть женой или дочерью чиновника, или служащего. Одета героиня в легкое элегантное платье из шифона с чуть завышенной талией. Такие платья вошли в моду в начале 1900-х годов и были популярны до 1910-х. Получив эту фотографию, мы поняли, что ее семья отнюдь не из крестьянского сословия, как мы думали ранее.

3. Девушка в шляпе. Она выглядит провинциально, даже нелепо. Хотелось следовать модным европейским тенденциям, быть немного феминисткой. На девушке городской уличный костюм в английском стиле, вошедший в моду в 1906-1908 г. В руке зонтик. Шляпа большая, но еще не обладает огромными полями 1910-х. Девушка из мещан и скорее не из Москвы, а из небольшого уездного городка.

4. Из семьи на групповой студийной фото нам был известен лишь подросток Николай П. Он учился в Комиссаровском училище в Москве, архивные дела нам много поведали о нем. Этот юноша выучился на инженера, работал в период ВОВ на оборонном предприятии, даже превратился на склоне лет в художника и букиниста, как любитель, конечно. Душе захотелось творчества!

Мы предположили, что он сфотографировался со своим отцом мещанином, сестрами и нянькой. Паспарту на фотографии не оказалось, униформы тоже, а они часто рассказывают нам о многом...

Зато специфические детали одежды нам поведали о достатке среднего уровня, деньги имелись- отец семейства, вероятно, был служащим. Мы искали еще зацепки. Шляпки, да, канотье! Две скромных летних шляпки на девочках отнюдь не широкополы, значит, это еще не 1910-е. Склоняемся к 1904-1907 годам. Потому, что на шляпках много цветов, так характерных для модерна, но пока нет дорогих вечерних перьев, огромных бантов, булавок и больших полей.

5. На этой фотографии изображена солидная дама, мать семейства в домашней обстановке, с утварью и шикарными фикусами, так любимыми московскими мещанами. Она в простом фартуке, серьезна и достаточно скромна. Пикантность ее наряду придает белое накладное жабо, пришедшее в моду из XVIII -го. Оно ниспадало пышной волной и укладывалось складкой в несколько рядов. Фото это, мы думаем, было сделано около 1908-1910 г.

6. Фотография богатой пары из купцов оказалась непростой. У нее есть шикарный оборот с указанием фотоателье с очень длинным названием. Изучайте, а мы расскажем вам о нем!

В конце 1860 г. немец Мартин Шерер и швейцарец Георгий Габгольц, московские купцы, приобрели фирму Карла Бергнера. Так появилась фирма, оставившая нам большое наследие: виды городов, портреты, каталоги разных выставок. Название тогда еще было "Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера".

За свои работы была получена высшая награда - право изображать на изделиях герб Российской Империи. Но неожиданно Шерер и Набгольц уехали в конце 1860-х из страны и сдали фирму Альберту Мею.

Он, в свою очередь, добавил Ко, имел право герба и именовался фотографом Его Императорского Величества. Известно, что с 1868-1896 совладельцем ателье был Шиндлер, что и написано на обороте фото. Мы отмечаем внизу серебряную медаль 1872 года, полученную за заслуги в Москве.

Третьей медали здесь нет. Но ее Шиндлер и Мей получат только в 1896 году на фотографической выставке в Нижнем.

Известно, что до 1894 это фотоателье "Шерер, Набгольц и Мей" находилось в доме Зарецкой на Кузнецком мосту. Позже переехало на Дмитровку (читаем надпись внизу оборота).

Так как же датировать нашу фотографию?

Герб-медаль по центру есть, внизу видим вторую 1872, тогда могли бы предположить, что это 1870-?

Это не так. Платье на даме с элегантным, но уже не с таким огромным, как в 1870-е турнюром (простеганые прокладки из ткани и ваты сзади под талией). Мода на турнюры сошла к началу 1890-х г. Все женщины перешли постепенно на прямые юбки.

Сопоставив эти факты, полагаем, что в фотоателье эта парочка пришла между 1880-1890 г.г.

Так, изучая эти шесть фотографий, мы нашли ответы на некоторые вопросы по родословной, о которых не знали родственники.

Получить консультацию
Нажимая на кнопку "Оставить заявку", Вы даёте согласие на обработку персональных данных