Метрические книги

Поиск сведений о московской мещанке Разживиной Зинаиде Николаевне. Метрики и сороки. Часть первая.

Мы хотим Вам рассказать, какие задачи нашим генеалогам приходится решать при поиске предков на реальном примере исследования истории одной мещанской семьи Разживиных – Щепетковых.

Самая важная информация о персоне, о предке, которая нас приводит к цели, это точные фамилия, имя, отчество и место рождения, желательно с районом или губернией в дореволюционный период. Важно не ошибиться с этими сведениями. Нужно заполнить анкету во время генеалогической экспертизы, долго интервьюировать родственников и заказчика, что бы не пойти по ложному пути. Мы проанализировали анкету семьи Разживиных. Вся важная информация нам была достоверно известна, и мы приступили к поиску данных в метрических книгах.

Что представляют собой метрические книги?

Это церковный реестр, содержащий официальные записи о рождении, крещении, бракосочетании и смерти людей, живших на территории определённого прихода, а также сведения о ряде значимых событий из жизни населения. Первичные метрические книги хранились по месту их возникновения. Важно для начала поиска по метрическим книгам знать вероисповедание Ваших предков (православие, лютеранство, католичество, иудаизм, мусульманство, раскольничество (старообрядцы), баптизм). Преимущественно в Царской России все жители были православными.

Метрическая книга состоит из трех частей:

1) о родившихся в определенный год.

Записи о рождении включают несколько граф: дату рождения и крещения ребенка, имя с указанием дня именин, место жительства, сословие, род деятельности, фамилию, имя, отчество отца ребенка, имя и отчество матери (например, Анна Иванова: Иванова – это отчество, Иванова дочь) с указанием законности брака и вероисповедания, место жительства, фамилии и имена крестных с их местом проживания, имя священника и по желанию подписи свидетелей.

2) о вступивших в брак этого же года.

В записях указывался возраст жениха и невесты, их сословие, какой брак по счету, иногда данные  родителей молодоженов, род занятий жениха и имена поручителей с местом их приписки.

3) об умерших  в тот же год.

По этим записям можно узнать возраст умершего, причину кончины и место захоронения.

После революции 1917 год метрические книги были изъяты из церквей и переданы в государственные архивы. Но местами, в том числе в Симбирской губернии, велись вплоть до 1921 года.

 

Где мы ищем метрические записи

Обычно раз в год священнослужители снимали с записей метрик копии и отсылали их в соответствующие консистории - центры управления епархий. В Православной Церкви территориальные границы епархий, как правило, совпадали с губернским и областными. Все губернии (в церковном отношении) делились на благочиния (районы), а те - на приходы.

Различна и судьба, поступивших на хранение, консисторских и церковных экземпляров метрических книг: первые в настоящее время хранятся в фондах Духовных консисторий областных (или республиканских) архивов, вторые - в фондах церквей областных или местных (районных, городских) архивов. В ряде архивов в 1960-1970-е гг. все метрические книги были собраны в объединённые фонды-коллекции.

При работе с метрическими книгами необходимо знать, что консисторский экземпляр, включающий метрические записи рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигает порой 1000-1300 листов. И это огромный труд для наших генеалогов, выявить нужные сведения из книг! Приходский экземпляр имеет иную структуру. Он включает записи рождений, браков и смертей только одного прихода за несколько лет. Объем приходской метрической книги чаще всего составляет 200-300 листов.

Ищем соро́к, а не птицу сороку.

В нашем случае требуется искать метрические книги в Центральном архиве города Москвы. А как определить приход, церковь, где велись записи?

Территория Москвы была разделена на церковные приходы, которые имели четкие границы. Обычно обряды совершались в приходских церквях по месту жительства. 

Есть такой специальный термин Соро́к    — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков. Деление на сороки в Москве было впервые учреждено Стоглавым собором 1551 года.

Церковное управление в Москве разделялось на заказы (благочиния). Заказчики называются ныне благочинными. «Заказы» именовались еще сороками, предполагая в каждом заказе по сороку церквей, но на деле их был меньше. Мы знаем, что в Москве на начало XX века имелись шесть сороков.

Первый, Китайгородский сорок назван по части города, второй, Пречистенский сорок именуется по улице Пречистенка, третий, Никитский сорок назван по монастырю, четвертый, Сретенский сорок, по монастырю и улице Сретенке, пятый, Ивановский сорок, по монастырю Ивановскому, шестой, Замоскворецкий сорок, назван по мосту. Кремлевский сорок имелся с 16 века, но довольно быстро исчез с карты города (очевидно, из-за того, что на территории Кремля с течением времени и, в
частности, после переноса столичных функций в Санкт-Петербург, стало слишком мало прихожан, и необходимость в существовании здесь
отдельного сорока отпала), и ко второй четверти XVIII века сохранилось шесть из семи сороков. В каждом из сороков имелись свои храмы, и была главная, «соборная церковь», при которой прибывал поповский староста – глава сорока. Перед просмотром метрических книг православных церквей следует узнать дореволюционные адреса проживания ваших родственников – чтобы правильно определить сорок и приходскую церковь. Адрес проживания семьи Разживиных мы знали: Большая Бронная дом 6, нам с этим повезло, в нашем случае сорок оказался Никитским.

Определяем приход

Зинаида Николаевна Разживина родилась в ноябре 1906 года в Москве, мы знали точный адрес проживания ее семьи. Генеалогам было необходимо посмотреть старую карту Москвы и найти ближайшую церковь Никитского сорока, где родители могли крестить новорожденную. В нашем случае мы предположили, что рядом с адресом проживания семьи Разживиных находилась церковь Воскресения Словущего.

 

 

И мы угадали с приходом, попали точно в цель! Далее мы стали смотреть записи по 1906 году в первой части метрической книги «О родившихся». Метрическая книга нашего прихода была очень объемной. К счастью, нужная метрическая запись в скором времени нашим генеалогом была выявлена.

 

 

Что мы узнали из записи о рождении Разживиной Зинаиды Николаевны

Из записи в церковной книге последовало, что родилась искомая Зинаида 4  ноября 1906 года, а крестили ее 11 ноября, это записано было в 3 и 4 столбце. Она была 22-й крещеной новорожденной на эту дату ноября в этом приходе. Далее шла колонка со званием, именем, отчеством и фамилией родителей, какого они вероисповедания. Читаем: «Запасной младший унтеръ-офицер 221 Троице-Сергиевского резервного батальона изъ крестьян Московской губернии, Коломенского уезда, Федосьинской волости села Новаго Николай Васильевич Разживин и законная жена его Варвара Николаевна, оба православнаго староисповедания изъ дома Юдина. Священникъ Михаил Ильинский, священник Николай Голосов, диаконъ Петръ Сахаровъ, псаломщик Алексей Скворцовъ.» В следующем столбце мы обнаружили двух восприемников, крестных. Имелась такая запись: «Московской  губернии города Дмитрова мещанинъ Василий Николаевъ Щепетковъ и московскаго цеховаго Сергия Матвеевича Матвеева жена Анна Васильева.» У нашей Анны фамилии не было, Васильева это не фамилия, а ее отчество от имени ее отца Василия. Вплоть до революции у многих жителей фамилии не имелись. Цеховыми же были ремесленники, сословие в Российской империи, занимавшееся ремеслом. 

 

Большая Бронная улица в начале XX века

 

Какие открытия мы сделали из этой метрики о рождении? Мы предположили, что восприемник Василий Николаевич Щепетков является родным братом матери Зинаиды, Александры. Дату рождения и девичью фамилию Щепеткова мы уже знали от родственников заказчика, внесли это в анкету. Дальнейший свой поиск мы направим в город Дмитров, будем искать семью в областном архиве. Нам также открылась информация о воинском звании отца Николая, а также точное место его рождения – с. Новое, что нас очень порадовало. А это значит, что далее можно уточнять расположение этого села на карте и  определять нужный архив. Дату рождения отца Зинаиды мы узнали с памятника на Ваганьковском кладбище Москвы.

Родители Зинаиды Разживиной (с другом семьи Иваном Петровым), московские мещане. Двор у старой синагоги на Б. Бронной улице, 1910 г.

 

Дом Юдиных это особняк №6 на Б. Бронной, а его хозяин Юдин был зажиточным купцом. Здесь наша семья Разживиных проживала до революции, снимала жилье в наем. Дом купца к настоящему моменту снесли, на этом месте сейчас находится большая территория синагоги.

Николай Васильевич и Александра Николаевна Разживины. Середина 1930-х годов, город Москва

 

Продолжение историй о поисках сведений о мещанах  Разживиных - Щепетковых читайте в следующих частях этого блога. Мы переместим свои поиски в архив Московской области и расскажем вам еще много интересного.

Получить консультацию
Нажимая на кнопку "Оставить заявку", Вы даёте согласие на обработку персональных данных