Генеалогия духовенства.
К нам обратилась клиентка с запросом о психогенеалогическом исследование рода. С детства она знала, что в роду по линии ее отца предки были из династии духовенства. Ими были дед и прадед ее папы, Проворнова Виктора Сергеевича, по материнской линии Рождественский Пётр Дмитриевич и Рождественский Дмитрий Прокопьевич. В семейном архиве сохранились две интересных фотографии с надписями.
Рождественский Дмитрий Прокопьевич
Рождественский Пётр Дмитриевич в 1914 году
Лет 15 назад клиентка уже начала составлять родословную схему по тем фактам, что успели ей поведать ее папа и мама.
Постепенно «ушли» ее родители, брат…Тогда возникла острая потребность узнать как можно больше об истории семьи, на самостоятельные поиски не хватало времени и опыта, поэтому заказчица и решила обратиться в наше Агентство психогенеалогических исследований.
Сделав предварительную генеалогическую экспертизу, мы пришли к выводу, что есть шансы на успех, и мы приступили к дальнейшим исследованиям. Для начала мы восстановили в ЗАГСе г. Москвы утраченные свидетельство о смерти и свидетельство о браке бабушки клиентки – Проворновой (в девичестве Рождественской) Александры Петровны.
Затем мы получили ответ из Центрального Исторического Архива Москвы (ЦИАМ) о найденной актовой записи о рождении Рождественской Александры Петровны в фонде Московской духовной консистории в метрической книге церкви Троицкой-Введенской единоверческой у Салтыкова моста г. Москвы за 1911 год.
Из этого документа последовало, что родилась Александра Петровна 19-го апреля 1911 года.
Таким же образом мы получили ответ из ЦИАМ о найденной актовой записи о рождении отца Александры Петровны, Рождественского Петра Дмитриевича.
К счастью, из этой записи мы узнали и имена родителей Петра: Рождественские Дмитрий Прокопьевич и Варвара Николаевна.
Зная, что Пётр Дмитриевич и Дмитрий Прокопьевич были из духовенства, следующим шагом мы запросили о них сведения в Центральном государственном архиве (ЦГА) г. Москвы и получили копию документа на Дмитрия Прокопьевича из Клировых ведомостей Иоанно-Предтеченской церкви в Ивановском монастыре Ивановского сорока г. Москвы за 1870–1879 гг.
В Клировых ведомостях было записана следующая важная информация: «Дмитрий Прокопьевич 27-ми лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, в семье дьячка, обучался в Московской духовной семинарии наукам богословским, философским, словесным, историческим, математическим, языкам латинскому и греческому.
По окончании оной Семинарии курса наук в 1873 году произведён в дьяконы на настоящее место.
Грамоту имеет. В семействе у него жена его Варвара Николаева 22-х лет и дети их Зинаида 3-х лет и Николай 2-х лет». Наш искомый прапрадед оказался, как все священнослужители, образованным человеком.
Ивановский монастырь в Москве. Начало XX века.
Клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства) — документ, журнал о службе лиц духовного сословия. По закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания.
В генеалогическом поиске это незаменимый документ при изучении информации про духовенство, в нём указываются следующие характеристики: образовательный уровень священнослужителя, возрастной состав, профессиональные навыки, уровень социальной, профессиональной и территориальной мобильности, материальное обеспечение, послужной список, семейный состав. Поскольку духовенство было достаточно замкнутым сословием, возможно установить генеалогические связи между священнослужителями. На основе данных о проступках и преступлениях духовенства можно определить основные и наиболее распространенные их виды, зависимость тяжести наказания от занимаемой должности, систему судебного разбирательства и виды наказаний за те или иные проступки и преступления. Также данный источник часто содержит важные данные о деятельности духовенства, не связанной напрямую с отправлением культа и ведением церковного делопроизводства (просветительскую, благотворительную и пр.).
Из Доклада на научно-практической конференции «Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь»: история обители от возникновения до наших дней», посвященной 600-летию обители, 5 февраля 2016 «Клирики монастыря: священномученики Алексий Скворцов и Владимир Смирнов» мы узнали следующую интересную информацию о Дмитрии Прокопьевиче:
«В 1896 году на монастырский хутор по рекомендации клирика монастыря о. Димитрия Прокопьевича Рождественского был приглашен священник Петр Алексеевич Скворцов. На следующий год на освободившееся место псаломщика в Ивановском монастыре поступил его сын Алексий Скворцов (1897), а через год – зять: Владимир Смирнов (1898).
Семьи Рождественских, Скворцовых и Смирновых проживали в монастырском доме на хозяйственной территории, где сейчас находится Владимирская церковно-приходская школа. Священники были отцами многочисленных семейств. У о. Петра родилось 16 детей, у о. Димитрия – 13. И, как мы узнали из Доклада на научно-практической конференции «Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь», между священническими династиями Рождественских и Скворцовых имелись дальние родственные связи, но важнее то, что священники Димитрий и Петр были духовно близки.
Об отце Димитрии с большой любовью написал его родственник, священник Петр Архангельский. Отцу Димитрию, как и подавляющему большинству русского священства, «были присущи черты высокого достоинства, отличавшие его всю жизнь: любовь к труду, скромность и простоту жизни, усердное, добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей и глубокая религиозность».
Под руководством такого боголюбивого священника началось для будущих священномучеников их церковное служение. Однако вскоре о. Димитрий получил место настоятеля в Покровском храме на Лыщиковой горе, и многодетная его семья перебралась в дом причта, но добрые отношения между семьями сохранялись».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Современная фотография.
У отца Дмитрия родилось 13 детей, что в дореволюционный период являлось совсем не редкостью.
О двух детях Дмитрия мы узнали из Клировых ведомостей, а третьим оказался прадед заказчицы Пётр Дмитриевич Рождественский, на которого у нас уже имелись документы. Таким образом, дальнейшей непростой задачей для нас станет найти информацию об остальных детях Дмитрия Прокопьевича.
Логично было бы предположить, раз отец Дмитрий служил в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, то и записи о рождении остальных детей следует искать в метрических книгах этой же церкви.
Но самой интересной стала находка с записью в метрической книге о рождении у Дмитрия Прокопьевича сыновей-близнецов Ивана и Василия 30-го ноября 1894 года.
Восприемниками новорожденных были записаны:
- сын Дмитрия Прокопьевича Николай, воспитанник 5-го класса Московской Духовной Семинарии;
- сестра жены Дмитрия Прокопьевича Мария Николаевна, дочь псаломщика Введенской в Барашах церкви Синьковского Николая Павловича (в дальнейшем эта информация подтвердится);
- окончившая курс в Московском Филаретовском училище девица Зинаида Дмитриевна Рождественская (дочь нашего Дмитрия Прокопьевича).
В данном роду были указаны новорожденные близнецы Иван и Василий. Ничего удивительного, скажете вы, но нас эта найденная информация невероятно удивила и обрадовала. К моменту начала нашего поиска из анкеты генеалогической экспертизы мы уже знали о взрослых сыновьях-близнецах заказчицы с такими же именами: Иван и Василий. И до обнаружения этой найденной метрической записи клиентке и ее родственникам не было известно о наличии близнецов в их роду! Таким образом, спустя 100 лет, повторился семейный сценарий, передалась информация по роду, невероятным образом совпали имена мальчиков с их предками.
Следующим шагом нам удалось выявить запись о смерти священника. Мы узнали, что умер Дмитрий Прокопьевич 16 августа 1911 года в возрасте 61-го года от дизентерии. Исповедовал и приобщал отца Дмитрия, священник Петр Скворцов.
Как следует из записи, Дмитрий Прокопьевич похоронен на Пятницком кладбище г. Москвы. Нами было найдено его захоронение.
Продолжение истории поисков следует…