Ревизские сказки

Мы хотим вам рассказать о том, что представляют собой ревизские сказки – главный документ генеалога. Это документ, по которому в России в XVIII и XIX веках проводилось взимание подушной подати, единицей подушного обложения являлась ревизская душа, как у Николая Васильевича Гоголя в произведении «Мертвые души». Он представлял собой поимённый список населения (перепись), по территориальному и сословному принципу. Иногда копии отдельных сказок  встречаются в  фондах дум и управ, а дополнительные ревизские сказки – в фондах уездных казначейств. Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.

Ревизские сказки с X по IV мы ищем в фондах соответствующих казенных палат региональных архивов, а с I по III – в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Перепись проводилась для учета населения, её результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках.

Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род жизни (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного сословия подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побегов; лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати; лица, возвратившиеся в податное сословие (например, монахи, оставившие свой сан).

Свободными от податей были потомственные и личные дворяне, духовенство (освобождение распространялось только на лиц, занимающих штатные должности и их детей), все лица, состоящие на государственной службе, придворные служители, медики, маклеры, лица, получившие ученые степени, купцы, почетные граждане, "обельные вотчинники" в Олонецкой губернии, коробовские белопашцы в Костромской губернии.

Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях - помещиками или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами и другими должностными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах - представителями городского управления.

Указ о 1-й ревизии Петр I издал 26-го ноября 1718 года. И всего с 1718 по 1858 годы было проведено 10 ревизий:

 

Первая 26 ноября 1718 г. 1719-1727

Вторая 16 декабря 1743 г. 1744 1744-1747

Третья 28 ноября 1761 г. 1762 1762-1765

Четвертая 16 ноября 1781 г. 1782 1782-1787

Пятая           23 июня 1794 г. 1794-1808

Шестая 18 мая 1811 г. 1811-1812

Седьмая 20 июня 1815 г. 1815-1826

Восьмая 10 июня 1833 г. 1833-1835

Девятая 11 января 1850 г.       1850

Десятая 3 июня 1857 г. 1857-1860

 

Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.

 

Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин. Ревизии помещичьих крестьян составлялись в трех экземплярах (этот факт определяет достаточно хорошую сохранность документов), других сословий - в двух.

Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

Ревизские сказки остаются одним из ключевых источников для поиска предков среди податного населения в нашей интересной работе. В сказках можно найти сословную принадлежность искомого лица. Кроме этого мы выявляем сведения о составе семьи, включая представительниц женского пола (они писались не во всех ревизиях), возраст, родственные связи. Так же в ревизских сказках указывался возраст на время предыдущей ревизии, что нам очень помогает в работе над сверкой дат рождений членов семьи, что бы избежать ошибок. Заметим, что даже если человек умер между ревизиями, подати все равно собирались, а факт смерти фиксировался в следующей ревизии через несколько лет. Встречаются отдельные ревизии по выбывшим. Так мы узнаем сведениях о рекрутах, переселенцах, выкупленных у помещика крестьянах. Если дело касалось помещичьих крестьян, то из ревизии мы всегда можем уточнить, какому помещику принадлежал тот или иной крестьянин.

Запись о семье Герасима Астафьевича Кремнева
в ревизской сказке по селу Сушки. Государственный архив Рязанской области. 1816 год

Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России. Но о писцовых книгах речь пойдет в следующих статьях.

Получить консультацию
Нажимая на кнопку "Оставить заявку", Вы даёте согласие на обработку персональных данных